Ст.м. Китай-город September 4th, 2015

Станция "Китай-город" первая станция Московского метрополитена с кросс платформенной пересадкой. Это крайне удобно, если вы едете с севера на юг ли наоборот с юга на север и вам надо перейти с Калужско-Рижской линии на Таганско-Краснопресненскую. Для этого достаточно просто перейти на другую сторону платформы. Тот факт, что поезда на обоих платформах едут в одну сторону меня завораживал еще в детстве. Стоишь у двери, поезд заезжает на станцию и с другой стороны поезд тоже едет в ту же сторону с такой же скоростью. Они вместе останавливаются. После этого правда толпа сломя голову бежит на другую сторону платформы, чтобы запрыгнуть в поезд, такое ощущение, что это самый последний поезд.
По сути "Китай-город" это две станции, две платформенные части, но из-за того, что поделить их ну совершенно никак не возможно будем смотреть их как одно целое но в рамках как Ралужско-Рижской, так и Таганско-Краснопресненской линий.

ТТХ станции. Странно, что пишут про 1970 год, во всех других источниках - 1971 год. В полную силу станция заработала после открытия участка "Баррикадная" - "Китай город" в 1975 году.

Вот интересные кадры со строительства.

Удивительно, что находящаяся в самом центре "Площадь Ногина" побывала даже конечной Калужского радиуса, после того, как в 1971 году был открыт участок от "Октябрьской" до "Площади Ногина", потом через год достроили северный участок и линия приобрела свое нынешнее название "Калужско-Рижская".

Вот уже почти готовая станция. Урны! Урны на станции. Эх. Теперь такого не делают. Что угодно ставят на новых станциях ИНФОSOSы, вот недавно даже поставили на ст.м. "Проспект Мира" туалет, а урны ставить все еще боятся.

Открытие станции. Перерезают ленточку. В зале "Гармошка"

А вот зал "Кристалл". Тут очень модная в 70-е отделка с чеканкой по верху колонн. Очень она мне отчего то запомнилась еже с детства.

Подуличник с прикольными перильцами по верху парапета. Тут же старое название не только станции, но и улицы Варварка.

Выход у Политехнического музея и крутейшие советские транспаранты.

1. У станции 11 (!!!) выходов в город. 6 из северного вестибюля и 5 из южного. Спускаемся со стороны Новой площади.

2. У станции два подземных вестибюля. Мы сейчас направляемся в северный. Перед входом гермозатвор за этими полосатыми дверями.

3. Забавно что станцию в 1990 году переименовали в "Китай-город", хотя формально все выходы со станции находятся за пределами китайгородской стены, огораживающей непосредственно Китай-город от Белого города. Логичнее было бы назвать станцию "Площадь Варварские ворота", уж если хотели привязать название к названию местности наверху, тем более, что площадь Ногина наверху переименовали обратно в площадь Варварские ворота.

4. В самом вестибюле еще старые валидаторы. На полу асфальтовое покрытие. А вот потолок оформлен очень неплохо, чем-то перекликается со ст.м. .

5. Спускаемся вниз. Станция с кросс платформенной пересадкой. Если тут пойти направо, то выход на платформу с поездами которые идут на юг, а если пройти дальше, то с поездами идущими на север. Станция первая в московском метрополитене с кросс платформенной пересадкой с Калужско-Рижской на Таганско-Краснопресненскую линию. И если вы едете с юга на север или наоборот, то, как я уже говорил, чтобы перейти на соседнюю ветку достаточно просто перейти на другую сторону платформы. Удобно, но те, кто не часто пользуется этой пересадкой, путаются. Между двумя этими залами расположен гермозатвор.

6. В торце бюст Ногина. Слава богу его не демонтировали, а оставили тут стоять. Хорошая, качественная работа архитектора А.П. Шлыкова.

7. Спуск на платформу.

8. Южный вестибюль тоже подземный. Тут всегда отчего то бывает много голубей. Особенно летом. Оттого весь пол загажен птичьим пометом. Но в последнее время я вижу, что голубей в переходах почти не стало, наверное как-то удалось отвадить этих птиц от спуска в переход.

9. Тут окошечки касс, которые теперь не работают. А ведь вынести кассы из вестибюля - это как раз таки модный тренд, многие современные станции делают именно так. Прозрачные окна закрыли чем то выкрашенным в ужасный синий цвет. Сейчас в переходах вовсю идет ремонт, может быть и тут сделают что то поприличнее. Все таки одна из самых центровых станций, всякие туристы ходят и наверное удивляются отчего тут такой ужас.

10. Входные двери. Линия витража идет сплошной ниткой. Посередине вход в вестибюль.

11. Слева выход из зала западной платформы "Кристалл".

12. Двери старые, может во время реконструкции их поменяют на новые нержавеющие.

13. Кассы находятся как раз напротив входных дверей.

14. Валидаторы старые, а вот будка дежурного уже новая из блестящей нержавейки.

15. С другой стороны выход из зала восточной платформы "Гармошка".

16. На каждую платформу из южного вестибюля ведет эскалатор.

17. Еще раз, очень милая подсветка потолка.

18. Спускаясь на платформу "гармошка" можно увидеть олдскульную будку дежурного у эскалатора.

19. На кристальной платформе уже не такая прикольная будка. И там и там старые эскалаторы. Хотя проблем у пассажиров, когда дойдет до их замены, быть не должно. Можно перекрыть один спуск, поменять оборудование, а потом выполнять работы на другом спуске. Перед входом на платформу традиционный гермозатвор.

20. Интересно, что станция имеет два зала (по сути это две станции) с различной архитектурой. Конструктивно обе колонные станции глубокого залегания. Но художественное оформление различное. Причем какой-либо особой теме оно не посвящено. Начнем с западной станции. Платформа "Кристалл". Название получила из-за характерной формы отделки колонн и чеканки оформления карниза. Чеканкой же оформлены и вставки на путевой стене.

21. Отделка путевой стены, пола и колонн - светлый, приятный глазу камень. Колонны реально очень круто сделаны, сложная такая форма, действительно навевает мысль о каких то кристаллических структурах.

22. На самом деле пассажиропоток через станцию "Китай-город" довольно значительный, но бывают и моменты, когда почти никого на платформе нет.

23. Кроме всего прочего, крутейший чеканный карниз скрывает светильники, которые дают свет на станции. Как всегда такой прием позволяет отказаться от болтающихся светильников на потолке.

24. Пространство между колоннами забрано такими вот решетками.

25. Через них видны светильники.

26. Еще раз взглянем на "кристаллический" зал.

27. Соседняя платформа "Гармошка", чтобы перейти на нее с предыдущей можно воспользоваться переходом в центре зала, а также переходом в торце со стороны северного вестибюля. Это вид со стороны эскалаторов. Тут также перед платформенной частью гермозатвор.

28. Здесь колонны отделаны в стиле, действительно чем то напоминающем меха гармони. Карниза над колоннами никакого нет, и соответственно светильников за ними, тут светильники на потолке. По середине платформы переход на западную платформу, к поездам, следующим на юг.

29. Над путями в боковых частях платформы светильники не симметричные, они светят только в одну сторону.

30. Колонны, кстати отделаны камнем разного цвета, поглядите на предыдущие пару фото.

31. В целом эта платформа конечно проигрывает по крутизне отделки соседней.

32. Кстати на путевой стене такие вот факелы с советской символикой. Всегда думал, что это в честь олимпиады, но это совсем не так. Станции открылись задолго до Олимпиады-80.

33. На путевой стене можно различить оставшиеся отверстия от букв с предыдущим названием станции "Площадь Ногина".

34. Все, едем дальше. Раз уж мы в зале восточной платформы, то, соответственно поедем на север.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

В историческом центре работает уникальная станция метро "Китай-город". Выходы из ее вестибюлей ведут во все направления, создавая огромный подземный лабиринт, в котором не так сложно и заблудиться. Дело в том, что по сути эти две станции метро, объединенные в один огромный пересадочный узел. Одна относится к Калужско-Рижской линии, а другая - к Таганско-Краснопресненской, но имеют одинаковое название - "Китай-город". Метро было спланировано таким образом, что между ними был построен переход, по которому пассажиры могут пересаживаться с одной ветки на другую.

История основания

Станция метро "Китай-город" появилась в Москве не так уж давно - открытие состоялось 3 января 1971 года. Она не первая, начало работы которой приурочено к Новому году. Например, станцию метро "Автозаводскую" также открыли 1 января, но несколькими десятилетиями ранее - в 1943 году.

Первые несколько лет станция работала в ограниченном режиме - в одном зале проводилась только посадка, а в другом - высадка. Но с 1975 года обе платформы заработали в полную мощность.

Планы о строительстве станции метрополитена в этом месте появились еще в конце 1930-х годов, но окончательно сформировались в утвержденную концепцию только через 30 лет.

Строительство велось уникальным методом, который ранее не использовался при создании станций в городе Москва. Метро "Китай-город" сооружали одновременно в шести параллельных тоннелях. Это была одна из крупнейших подземных строительных площадок. Потребовалась большая инженерная подготовительная работа, чтобы перепроверить не единожды все расчеты и не допустить ошибок при проектировании такого важного объекта.

У этой станции нет наземных вестибюлей - выходы ведут в подземные переходы, которые являются общими для обеих станций.
Ежедневно более ста тысяч пассажиров пользуются станцией "Китай-город". Метро помогает доставлять сюда работников и служащих многочисленных ведомств и министерств, которые расположились неподалеку.

Авторы и описание станции

Целая группа архитекторов и инженеров работала над созданием такого сложного комплекса, который предполагался возле района "Китай-город". Метро регулярно строили коллективы авторов. Здесь над каждым залом работали отдельные команды. Отдельная группа занималась внешним оформлением и декором залов на станциях.

Впервые при проектировании станции была применена так называемая кроссплатформенная пересадка. Ее суть заключалась в том, что, при следовании в одном направлении (на юг или на север), можно было пересесть с ветки на ветку, просто перейдя платформу на другую сторону. Но если при этом необходимо было поменять направление, то приходилось пройти по короткому переходу, расположенному в центре станции.

Этот тип пересадки пассажиров был позаимствован и применен при строительстве станций "Каширская", "Парк Победы", "Кунцевская" и "Третьяковская".

История названия

До 1990 года станция носила другое название - "Площадь Ногина", в честь одного из видных революционеров и партийных деятелей.

Современное название соответствует названию исторического района, рядом с которым расположена станция "Китай-город". Метро сюда ежедневно привозит тысячи пассажиров, но немногие могут рассказать про него.

На переименовании настоял в ожесточенных дискуссиях знаменитый литератор Владимир Муравьев. Но географически станция находится хоть и рядом, но за пределами старого района под названием Китай-город.

Не только станция поменяла название, но и одноименная площадь (вместо Площади Ногина она стала называться Славянской площадью).

Достопримечательности рядом

В городе расположено огромное количество достопримечательностей и памятников рядом со станцией метро "Китай-город". Улица Маросейка переходит в Покровку, а оттуда - к Покровскому бульвару и Бульварному кольцу. Или можно выйти в сторону Политехнического музея - огромного здания, в котором сосредоточена вся технологическая история развития. От Старой площади с административными зданиями Управления делами Президента можно выйти к улице Варварке, а оттуда - к Храму Василия Блаженного и всему комплексу Московского Кремля.

У одного из выходов из станции сохранилась часть древнего основания Варварской башни, крепостной стены, сооруженной еще в XVI веке.

Неподалеку от станции стоят уникальные церкви и соборы. Например, на Большом Спасоглинищевском переулке расположена Московская Хоральная синагога. Чуть дальше, на пересечении Петроверигского и Старосадского переулков, стоит небольшой, но очень красивый евангелическо-лютеранский Кафедральный собор, в котором регулярно проводятся светские концерты классической и органной музыки.

Перспективы развития

Не так давно улицы Маросейка и Покровка были отремонтированы - расширили тротуары, провели реконструкцию фасадов зданий. Теперь это одно из популярных мест для прогулки туристов и москвичей. Большинство приезжают сюда на метро, высаживаясь на станции "Китай-город". Это дает дополнительный стимул для развития станции, для ее регулярного ремонта. Она является мощным транспортным узлом не только для туристов и гостей столицы, но и для многочисленных сотрудников офисов и магазинов, расположенных в этом районе, поэтому сложно недооценивать ее значение для комфортного развития центра Москвы.

Москвичам и гостям столицы России наверняка известно название станции метро и района города Китай-город. Однако далеко не все жители и туристы знают о том, почему один из популярнейших районов города Москва называется Китай-город, и в этом вопросе мы сегодня разберемся.

Почему станция метро называется Китай-город

Что касается одноименной станции Московского метрополитена, то она носит такое название по совершенно очевидным причинам – ведь названа она в честь исторического района Москвы. И находится данная станция в восточной части данного района. Поэтому её наименование и является предельно очевидным.

Примечательно, что данная остановка метрополитена столицы России не всегда носила такое название, и вплоть до `90 года она носила имя в честь В. Ногина: «Площадь Ногина».

Почему Китай-город в Москве так называется

Что же касается непосредственно наименования исторического района столицы России, то он находится в районе, а точнее – внутри Китайгородской крепостной стены. Эта стена являлась пристройкой к башням Кремля, но в период между 19 и 20 веками она была разрушена, и от нее остались лишь участки.

Стоит отметить, что официальных данных о происхождении наименования района столицы на сегодняшний день нет, историки не смогли их установить. Однако существуют всевозможные гипотезы и версии, наиболее популярной и подлинной из которых считается версия о том, что в основе названия лежит старое слово «кита», не используемое нами сегодня. «Кита» – это процесс вязки специальных жердей, которые ранее широко использовались людьми в процессе возведения всевозможных укреплений.

Кроме того, существует и предположение, что название района заимствовано из итальянского языка, где «citta» означает цитадель или укрепление. Как известно, район Москвы находится в центральной её части, и вполне может подходить под понятие «цитадель».

Как видите, исходя из наиболее распространенных версий возникновения названия, ничего общего у исторического района столицы с чем-либо китайским нет, вопреки мнению многих людей, которые, впрочем, о происхождении наименования района и не задумывались.

Впрочем, существует и еще одно предположение, согласно которому район был назван в честь рынка, располагавшегося давным-давно на месте современного района. В те времена все зарубежные и иностранные товары, привезенные в Москву, считались и назывались китайскими. Именно отсюда, возможно, и произошло название района.

Метро «Китай-город» - это, пожалуй, одна из самых интересных станций столичной подземки. В южном вестибюле можно увидеть подлинный фрагмент белокаменного фундамента, который некогда принадлежал древней башне Китай-города, а внутреннее помещение располагается на том же месте, где давным-давно был построен Белый город.

Кроме этого, ценителей истории заинтересует надпись, выполненная рукой Ее можно обнаружить, если спуститься в подземный переход у входа в Политехнический музей.

Метро «Китай-город». Общая информация и история

Расположенное между «Таганской» и «Кузнецким мостом», «Китай-город» метро является важным пересадочным узлом столичного метрополитена. Станция считается кроссплатформенной. Это означает, что в этом месте пересекаются сразу две ветки: Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская. Кроме того, заметим, что это первая точка такого рода в Москве, и изначально она создавалась как опытная.

Станция метро «Китай-город» начала свою работу в январе 1971 года, став составной частью двух радиусов, Калужского и Ждановского. Хотя нельзя не отметить, что изначально высадка пассажиров производилась в одном зале, а посадка в другом. И только спустя пять лет, перед самым Новым годом, обе стороны заработали полноценно.

История названия этого места весьма интересна. До 1990 года данный транспортный узел носил название «Площадь Ногина».

На момент принятия решения о переименовании у администрации города было уже несколько рабочих вариантов. В конце концов отдали предпочтение «Китай-городу» в честь близлежащего района столицы. Данный топоним фигурировал уже в древних записях XVI века. Он не имеет никакого отношения ни к Китаю, ни к жителям Поднебесной. Лингвисты считают, что это название уходит корнями в монгольский или тюркский языки. Однако по другой версии слова «кит» или «кита» могли означать строение, возведенное по принципу плетня.

Метро «Китай-город». Как оно выглядит изнутри?

С одной линии на другую можно попасть через станционный зал. Данная станция колонного типа считается глубокой. Она заложена на 29 м, и имеет три свода. Станции проектировались группой архитекторов и оформителей под руководством А. Стрелкова. Художественным дизайном занимались Х. Рысин и Д. Бодниек.

На сегодняшний день станцию украшают необычные алюминиевые чеканные карнизы, которые расположены непосредственно под колонами. Также на серых мраморных путевых стенах посетители могут увидеть вставки из металла, изображающие серп, молот и зажженный факел. Стальные колоны отделаны желтым и серым мрамором.

У этой станции нет наземных вестибюлей, поэтому попасть на поверхность можно только при помощи на Ильинские или Варварские ворота, Солянский тупик и

Метро «Китай-город». Что можно посмотреть в окрестностях?

Вообще, с уверенностью можно сказать, что «Китай-город» - метро, которое может похвастать своим уникальным и весьма удачным месторасположением в историческом центре города.

Самыми известными памятниками культуры и архитектуры считаются Церковь Троицы и Гостиный Двор. Любители музеев, как правило, с удовольствием посещают Исторический и Политехнический музеи. Тем, кто стремится познакомиться поближе со столицей, обязательно рекомендуется заглянуть в Музей Коллекция уникальнейших кукол мира привлечет внимание как взрослых, так и маленьких посетителей.

Благодаря особенностям месторасположения станции, в ее окрестностях можно отметить очень развитую инфраструктуру. Неподалеку работают несколько школ и детских садов, как государственных, так и частных, целый ряд медицинских заведений, множество магазинов. Особой популярностью пользуются выставочные залы и библиотека.

На станции можно встретить много студентов, и в этом нет ничего удивительного, так как именно на станцию «Китай-город» следуют те, кто уже учится или только собирается поступить в РГГУ, ЛМГУ и другие столичные ВУЗы.

Станция метро “Китай-город” в Москве расположена в центре города, под Ильинским сквером, на расстоянии примерно 700 метров восточнее Кремля и Красной площади. Станция находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Рядом со станцией расположены главные .

Фактически станция метро “Китай-город” это две станции, которые расположены на двух линиях Московского метрополитена: Калужско-Рижская линия (линия 6, оранжевая линия) и Таганско-Краснопресненская линия (линия 7, фиолетовая линия). Станции соединены переходами и образуют кроссплатформенный пересадочный узел.

Станция “Китай-город” была открыта 3 января 1971 года. До 5 ноября 1990 года станция называлась “Площадь Ногина”. Современное название станции название происходит от исторического названий района Москвы, на восточной границе которого расположена станция. Подземные залы станции расположены на глубине 29 метров.

Станция метро “Китай-город” является первой в Московском метро станцией с кроссплатформенной схемой организации движения.
При такой схеме один зал станции обслуживает поезда двух линий метро одного направления, второй зал обслуживает поезда сразу двух линий метро, которые следуют в противоположном направлении.

Для пересадки с одной линии на другую к поездам, следующим в одном направлении (на север или на юг) достаточно перейти с одной стороны платформы на другую. Если необходимо перейти к следующим в противоположном направлении поездам или вернуться назад, то необходимо пройти по переходу в другой зал станции.

Один из посадочных залов станции “Китай-город” расположен между станциями (Калужско-Рижская линия) и (Таганско-Краснопресненская линия).
Второй зал расположен между станциями (Таганско-Краснопресненская линия) и (Калужско-Рижская линия).

В восточный посадочный зал станции метро “Китай-город” прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций “Кузнецкий Мост” и “Тургеневская”).
В западный посадочный зал прибывают поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций “Таганская” и “Третьяковская”).
Переход в другой зал начинается в центре зала.

Станция метро “Китай-город” не имеет наземных вестибюлей. Вход на станцию осуществляется через два подземных вестибюля, через которые можно попасть в любой из двух посадочных залов станции. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. Входы в северный подземный вестибюль расположены на северной окраине Ильинского сквера (площадь Ильинские Ворота, Лубянский проезд, на улица Ильинка), входы в южный вестибюль расположены на южном краю Ильинского сквера (Славянская площадь, Солянский тупик, улица Варварка, Старую площадь).

Рядом со станцией метро “Китай-город” в Москве расположены:

  • Московский кремль это главная достопримечательность столицы России, символ России.
  • Красная площадь это главная площадь России. Все посещающие столицу России туристы посещают это место.
  • ГУМ был одним из самых известных магазинов Москвы ещё во время СССР.
  • Георгиевская церковь.
  • Палаты бояр Романовых.
  • Музей будет интересен любителям истории техники.
  • Гостиница "Китай-город". Адрес: Лубянский проезд 25. (Ссылка для бронирования .)

Гостиницы рядом со станцией метро Китай-город

Рядом со станцией метро Китай-город в Москве имеется много отелей. Рядом расположены главные достопримечательности столицы и поэтому расположенные в этом районе города отели пользуются спросом в любое время года.

В центре Москвы имеются как дорогие, роскошные отели так и недорогие отели и хостелы. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты рядом с ближайшими станциями метро по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

Рядом с Кремлём и Красной площадью - обзор для направляющихся в Москву туристов.