— одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

Боевые корабли и подводные лодки Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России на фоне Морского Никольского собора в Кронштадте

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади , где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца , покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор - главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм - место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову , который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор со стороны Макаровского моста

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

[Морской собор был задуман] как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, [и который] служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Информация для посетителей

Адрес Морского Никольского собора : Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Режим работы : ежедневно с 9.30 до 18.00.

Богослужения проводятся дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Бывалые туристы привыкли, что на известных курортах их всегда ждут какие-нибудь архитектурные изыски. Не истощим на сюрпризы такого рода и Крым. Храм-маяк в Малореченском, небольшом селе в 2 км от автостанции Солнечногорское, – очередное тому подтверждение. Сооружение будто бы символизирует собой вход на побережье Южного берега Крыма. Второе название данного объекта – Музей катастроф на морях. Оно часто встречается на картах, так как музейный комплекс находится именно здесь.

Где находится церковь-маяк в селе Малореченское?

Светящееся в ночи здание легко обнаруживается любопытными пассажирами на въезде в Малореченское – со стороны . Указанные населенные пункты находятся на приморской трассе – между и . Официальное название культурного учреждения, о котором идет речь, – мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах».

Храм Николая Чудотворца на карте Крыма

Из истории появления церкви

В начале нынешнего века академик Анатолий Гайдамаки – народный художник и заслуженный деятель искусств Украины – создал проект сооружения, которое сейчас выполняет одновременно три функции. Оно указывает мореходам безопасный водный путь, является религиозным памятником-часовней погибшим на водах и экспозицией, рассказывающей крымчанам и приезжим обо всех известнейших морских катастрофах.

В селе Малореченское Церковь-маяк Николая Чудотворца (покровителя моряков) начали строить в 2006-м г., а полностью реализовали задумку в 2007 г. Работы выполняла знаменитая на Черноморском побережье украино-турецкая компания «Эрбек». Благодаря автору его высота достигает 54 м, а в колокольне располагается еще и прожектор. Следовательно, данное чудо света просматривается с моря за много километров.

Легенды о необычном маяке

Несмотря на свою молодость, Малореченский храм Святого Николая Чудотворца уже оброс некоторыми мифами. Местные считают, что в абсолютно пустом молельном зале прихожанин может слышать голос святителя, которому посвятили церковь.

Чем интересен для туристов храм-маяк Николая Чудотворца?

Как и все культовые сооружения острова Крым, храм-маяк в Малореченском, стоящий на высоком обрыве, представляет собой действующую церковь Московского патриархата. Богослужения проходят здесь по обычному расписанию, а особые церемонии – в соответствии обрядовым православным календарем. Но на этом сходство и кончается. Все фасады украшены лепниной на военно-морскую тему, а также коваными флюгерами в виде парусников. Соответствующей тематике посвящены даже изображения на витражах, самое большое из которых – лик в полный рост самого Святителя Николая Чудотворца.

При этом в одном из помещений расположен еще и . Отпускники могут просмотреть здесь документальные фильмы, посвященные известнейшим морским трагедиям – губительному цунами в Индийском океане, не так давно потрясшем всю планету, исчезновению теплохода «Адмирал Нахимов»,
корабля «Принц» затонувшему в бухте у Балаклавы, и многим другим.

Предусмотрена возможность прослушать лекцию гида. В необычном месте экспонируется множество раритетов – потолки и стены здания украшены обломками потерпевших крушение кораблей. На одной из открытых площадок вблизи основного здания выставлен даже деревянный штурвал. Лестница, ведущая наверх, обвязана вантами. Имеется внутри «маяка» и специальная карта мира. На этом «полотнище» указаны места самых масштабных катастроф, когда-либо происходивших на просторах мирового океана.

Многим будет приятно узнать, что работает в селе Малореченское Храм Святителя Николая без перерыва и выходных. Посетителям стоит помнить, что нельзя заходить в церковь в пляжном облачении, с едой, напитками или домашними животными. У алтаря строго запрещены разговоры по мобильному телефону и съемка без специального разрешения. Женщины должны надеть головные платки уже на паперти.

Как добраться до храма?

Ближайшая к «морской» церкви остановка находится через дорогу от описанного объекта. Она так и называется – Храм Николая Чудотворца. По сути, это большая бесплатная автопарковка. Данный ориентир хорошо заметен с возвышенностей, по которым проходит трасса Р-29 (по ней курортники едут в Алушту из ). С дороги к сакральному сооружению ведут ступени.

На машине из Алушты доехать до храма можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Шоссейная, п. Малореченское, городской округ Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°45′24″N (44.756562), 34°33′56″E (34.565562).
  • Телефон: +7-978-879-56-52.
  • Режим работы: с 9:00 до 18:00.

Благодаря вышеописанному шедевру зодчества всем «таврическим» туристам хорошо теперь известно село Малореченское. Храм-маяк Святого Николая Чудотворца завоевал для него неувядающую славу. На выставленных в сети фотоальбомах можно найти сотни кадров, посвященных необычному маяку-музею, рассказывающему о наиболее трагических страницах развития истории мореплавания. Даже сам Святитель Николай, привыкший творить чудеса, наверное, приятно бы удивился тому, что в честь него самого сотворили чудо!

Церковь Спаса-на-Водах - Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца - ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.

Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал "символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков" в русско-японской войне 1904-1905 годов.

21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: "Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков". Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.

Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года.

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

Одноглавый храм с золотым куполом, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печёрской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни) символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

Архитектором храма является Мариан Марианович Перетяткович - крупнейший зодчий начала ХХ века, работавший, в основном, в стиле модерн. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и инженер - Сергей Николаевич Смирнов, губернатор Павловска.

14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола.

Через три дня - 31 июля (13 августа) 1911 года - в присутствии императора Николая II с дочерьми, королевы Ольги Константиновны, её брата - великого князя Константина Константиновича и других членов императорской семьи был освящён верхний храм и состоялся военно-морской парад.

Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.

Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы.

Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).

Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.

В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.

Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего - во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.

Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: "Храм-на-водах", "Спас-на-водах", "Цусимская церковь". В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: "больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя".

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев "Петропавловск", "Ослябя", "Наварин";
крейсеров "Дмитрий Донской" и "Паллада";
миноносцев "Стерегущий", "Грозный" и "Громкий";
транспортов "Камчатка" и "Иртыш" и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров - всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.

Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.

В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин.

На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика "Спаситель, шествующий по водам". Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам - известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах.

Мозаика по картинам Бруни была выполнена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер". Патриотически настроенная общественность не одобряла то, что изготовление образа было поручено иностранцам, а не отечественным мастерам. Но экономические соображения - цена и сроки исполнения - победили. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя - в единый монолит.

Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.

Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Множество ценных икон и утвари подарили храму близкие погибших моряков. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина "Спаситель благословляет погибающих на крейсере "Светлана"" А.Н. Новоскольцева.

Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви - вдова адмирала З.П. Рожественского.

Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.

В храме служил протоиерей М.К. Прудников, бывший капитан 1-го ранга, которого почитали как прозорливого праведника. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.

20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.

В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря.

Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви".

В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.

Часовня во имя святителя Николая

В 1990 году была создана Общественная организация "Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах".

Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус "Адмиралтейских верфей". В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.

В декабре 1995 года в запасниках Государственного Русского музея были обнаружены три мозаики авторства В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Моление о Чаше", "Голова Спасителя в терновом венце" и вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения - "Лик Спаса-на-Водах" - авторства Н.А. Бруни. Мозаики считались погибшими при взрыве. Мозаики были отреставрированы В.А. Шершнёвым - главным реставратором мозаик храма Спас-на-Крови. После мозаики были переданы на временное хранение в Военно-морскую академию им. Кузнецова. Они по-прежнему имеют статус музейных экспонатов.

23 января 1998 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева "О проектировании и строительстве часовни храма Спаса-на-Водах на участке при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву" был предоставлен земельный участок для строительства часовни. Она была заложена 27 мая 1998 года - в 93-ю годовщину Цусимского сражения. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. Часовня построена в неорусском стиле, архитектор проекта - Д.А. Бутырин.

23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста "Спаса-на-Водах": в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.

9 октября 2002 г. в часовню от имени вице-адмирала героя России Михаила Моцока и генерального директора АО "Метробетон" Владимира Кондратенко была передана первая икона - образ царя-мученика Николая II, а также предметы, обладающие исторической и культурной ценностью - подлинная медаль участника русско-японской войны, опись церковного имущества храма Спас-на-Водах, фотографии, архивные документы, раритетные издания, посвященные офицерам российского флота.

24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни священником о. Николаем Солдатенковым.

На протяжении 2006-2007 годов часовня храма Спаса-на-Водах была облицована белым камнем. Это возрождает традицию использования национального материала - Белого камня в отечественной архитектуре после векового перерыва. Общая площадь облицовки Белым камнем - более двухсот квадратных метров. Использована разновидность Белого камня - Старицкий камень, который иногда ещё называют Старицким мрамором.

Общая стоимость всех выполненных работ по возведению комплекса часовни (в комплекс входят мост через Ново-Адмиралтейский канал, часовня, ограда и выставочный павильон) на сегодняшний день составляет около 1 млн. долларов. Энергоресурсы для строительных работ обеспечило ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Часовня находится на территории ГП "Адмиралтейские верфи" рядом с местом впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

Адрес: Английская наб., 76.

Проезд: От пл. Труда и моста Лейтенанта Шмидта - по Английской наб.


Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г.

Плакат, укреплённый на ограждении перед часовней, 2012.

Территория часовни.

Памятная доска на стене часовни.

Фрагмент здания часовни.

Интерьер часовни.

Вход в часовню.

Памятная доска на ограждении производственного корпуса "Адмиралтейских верфей".

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012

Санкт-Петербургский храм Христа Спасителя. Общий вид храма с р. Невы Храм-памятник морякам, погибшим в войну с Японией во имя Христа Спасителя в городе Санкт-Петербург (недейств.).

8 марта года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Причт и часть прихожан были репрессированы. Все дно Ново-Адмиралтейского канала в месте, где стоял храм, было усеяно обломками мозаик храма.

Архиректура и убранство

Храм каменный, двухэтажный: верхний во имя "Гефсиманского борения Христа Спасителя", нижний во имя святителя Николая Чудотворца . Храм возводился по образу и подобию древних церквей XII века Владимиро-Суздальского края, Дмитриевского собора во Владимире и знаменитой церкви Покрова-на-Нерли.

Иконостас в древневизантийском стиле из светло-серого камня; царские врата по типу древних ростовских церквей, иконы , подсвечники, паникадила , наружные двери, замки, ключи - все типа старинных древних церквей. В алтаре были в три ряда изображения из мозаики. В верхнем ряду, выполненный по эскизу Н. А. Бруни, 8-аршинный образ Спасителя, идущего по водам, правой рукой благословляющего, а левой рукой призывающего к Себе всех труждающихся и обремененных - благодаря этому образу храм получил свое народное название - храм Спаса-на-Водах.; во втором ряду тоже большое изображение таинства Евхаристии , а внизу, во весь рост, ряд святителей. Две мозаичные иконы, находившиеся в верхнем храме, были выполнены по эскизам художника В. М. Васнецова - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Вмещал храм до 800 человек. Нижняя церковь подземная, отделана тоже по типу ростовско-ярославских церквей.

Надписи покрывающие все стены и колонны верхнего храма перечисляли жертв войны: "Крейсер 1-го ранга "Светлана", 2-я Тихоокеанская эскадра, бой 14-15 мая 1905 года, офиц. 9, свящ. 1, нижн. чинов 163 "; "Эскадронный броненосец "Александр III", 2-я Тихоокеанская эскадра, бой 14 мая 1905 года, офиц. 28, свящ. 1, нижн. чинов 809 "; "Эскадронный броненосец "Ослябя", 2-я Тихоокеанская эскадра, 1 адмир. офицеров 24, нижн. чинов 497, бой 14 мая 1905 года " и т. д. Над надписью каждого корабля помещалась судовая икона, и здесь же - бронзовые таблички с названиями погибших судов, офицеров, священников и нижних чинов. Здесь значились данные о 13 броненосцах, около 20 крейсерах и многочисленных миноносцах.

Примечательны были царские врата нижнего храма Новгородского письма времен Иоанна Грозного , дар строителя храма инженера С. Н. Смирнова и древняя Шуйская икона Божией Матери на дереве, дар королевы Эллинов Ольги Константиновны.

Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с домом причта.

Настоятели

  • Владимир Рыбаков (16 сентября 1911 - 8 марта 1932)
    • Михаил Прудников (сверхштатный 24 июля 1911 - оставлен сверх штата 16 сентября 1911, окормлял приход в 1914 - 1917)

Литература

  • Смирнов С.Н., Альбом, "Храм памятник морякам погибшим в войну с Японией в 1904-05 годах". Издание комитета по сооружению храма. Петроград, 1915 г.

О том, что в Малореченском есть что посмотреть, я узнала от своей рязанской подруги Анны. За что и люблю все эти дружеские "обмены информацией". Полезла искать, что же там такого особенного, и нашла.
В древнем крымском селе Малореченское (Большая Алушта) находится уникальная церковь Николая Чудотворца. Это одновременно и музей, и маяк, и храм Святителя Николая Мирликийского. Действительно, это не просто церковь, это целый мемориальный комплекс, включающий, кроме храма, единственный в мире Музей катастроф на водах.
Узнав про это крымское чудо, я загорелась побывать здесь. Первый раз приехали неудачно - ливень шел стеной, мы даже не смогли выйти из машины. О какой прогулке могла идти речь? А без этого не имеет смысла сюда ехать. Красота - главное достоинство этого места. ...Но мы лишь смотрели на это чудо и сожалели, что "близок локоток, да не укусишь".


Но желание вернуться, особенно у меня, не проходило.

Поэтому приехали сюда повторно спустя пять дней во время нашего путешествия по Крыму по маршруту "Коктебель - Малореченское - Алушта - Утес - Ялта". То, как мы добрались до Малореченского, я рассказала в статье .
Никольский собор виден уже издалека. Еще бы, гигант высотой 66 метров.


Подъезжаем к собору. Парковка через дорогу от храма вся занята,


Поэтому ставим машину со стороны храма, на широкой обочине.


Таблички на воротах. Вот эта - "Московский патриархат" - кажется мне совсем свеженькой. Впрочем, может я и ошибаюсь. Сам храм построен совсем недавно - в 2007 году.


Безусловно дополнительную интересность этому месту придает наличие в комплексе музея.

Музей катастроф на водах открыт ежедневно с 9.00 до 17.00.


Информацию изучили. Заходим на территорию. Храм стоит на большой четырехлепестковой площадке, стилизованной под палубу корабля. Он будто парит над водой.


Спускаемся по лестнице.

​Взгляд вправо - открывается панорама пышной зелени, моря, поселка Малореченское и далеких синих гор. Вот он Крым во всей свой царственной, яркой красоте.


К сожалению, часть фотографий сделана против солнца. Такое было освещение. Но не жалеть же о том, что день был солнечный.



В декоре храма и прилегающей к нему территории активно используется морская тематика - корабли, якоря...

На стене располагается мемориальная галерея, где висят таблички с названиями затонувших кораблей, якоря.











​С четырех сторон храма располагаются огромные мозаичные полотна, изображающие Святителя Николая Мирликийского, Афонскую Божью Матерь, Богородицу-Покрова и Знамение.


Вместо традиционного купола храм венчает равносторонний крест. Под крестом располагается ажурный шар - символ Земли. В шаре и находится маяк.

Кресты, украшающие площадку вокруг храма.

Обходя собор, идем к музею.


Напротив музея располагается обзорная площадка в форме капитанского мостика корабля. Попасть на смотровую площадку могут только те, кто купил билет в музей.




Ну а мы идем в музей - Музей катастроф на водах.


Стоимость посещения невелика - 100 руб./взрослый, 20 руб./ребенок. Очень хотели прослушать экскурсию, но нам сказали, что для 2-х человек экскурсий не проводят, и надо ждать, когда соберется небольшая группа. Людей в музее было немного, а желающих пойти на экскурсию так и вовсе не нашлось. Пришлось идти так.



В общем, особо про музей даже сказать нечего. Представляю вам несколько более-менее нормальных фотографий. Снимать в темноте - это то еще удовольствие.












В музее есть вот такой зал для просмотра фильмов.


На стенах этого зала висят картины на морскую тематику.




От музея осталось двоякое впечатление. С одной стороны, дело это хорошее - почтить память всех моряков, рыбаков, путешественников, жизнь которых отняла водная стихия. С другой стороны, находясь здесь испытываешь очень мрачное ощущения. Сама тематика тяжелая. И экспозиция слабенькая. А без экскурсии так вообще не очень. Мужу моему музей категорически не понравился. Деньги из воздуха.
Ну а мы идем на смотровую площадку. Замысел храма - большой корабль, где есть мыс, рубка, палуба.

Душевно. Можно даже подняться вверх по лесенке на второй этаж сооружения.






На мой взгляд, есть некоторая небрежность в хранении исторических экспонатов. Вот, например, якорь начала XVIII века валяется на земле, ржавеет... Ну разве так можно?




Вид на Малореченское.


Со смотровой площадки открываются потрясающие виды на море, на горы и, конечно, на сам Никольский храм.

Стоя на мостике, можно ощутить себя капитаном корабля.

Опускаю глаза вниз, наблюдаю живописную картину.


Палатки, покрывала на земле, сумки с вещами. Люди приехали отдыхать в такое особенное место.










Фантастические по красоте места!


















Подлинных э кспонатов - единицы. Используется лишь извечная человеческая тяга к историческим загадкам и тайнам, связанным с грандиозными катастрофами.
Не продумано и то, что в музее без экскурсий делать нечего. Просто смотреть нечего. Главное здесь - трагические события, о которых можно и нужно правдиво и полно рассказать. Значит, надо сколачивать маленькие группы из посетителей и делать проход с экскурсией обязательным. Иначе - одни разочарования.


Площадка вокруг церкви - настоящая палуба, за бортом которой море.


На этом посещение храма и музея было закончено. Уходим.


Подводя итог, хочу сказать: безусловно храм Святителя Николая в Малореченском очень красивая достопримечательность Крыма, в которой слилось все - красота здешней природы, красота архитектуры, благородство идеи. На мой взгляд, именно эта красота и идея и есть то, ради чего сюда стоит приезжать.

Как найти храм Николая Чудотворца в с. Малореченское?

До храма Святителя Николая надо ехать по трассе Р29 (Алушта - Феодосия). От Алушты до храма 26 километров пути, что по времени составляет приблизительно полтора часа. Спасибо серпантину и потрясающим пейзажам - едем сдержанно, пару раз тормозим для того, чтоб пофотографировать.