(1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов , победил проект Волнухина.

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги : 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин , а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

Памятник хотели установить на Театральной площади , в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда , на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

Реализация постоянно откладывалась. Наконец начался конкурс на проект монумента. Памятник Федорову открыли 12 октября 1909 года.

Первопечатник изображен во время работы - рассматривает свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Федоров представлен в мирской одежде с ремешком, перехватившим волосы, - как ремесленник. Это напоминание, что в XVI веке представителям низшего духовенства приходилось заниматься ремеслами, чтобы выжить. На передней стороне постамента надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров». Под ней дата начала печати «Апостола» - 19 апреля 1563 года. Книга увидела свет 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю). Теперь это День Православной книги.

В центре пьедестала на бронзовой доске изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению «книги - суть реки, наполняющие вселенную») и угольник для набора букв. Этот знак Иван Федоров стал ставить на своих изданиях уже во Львове, после того как в 1565 неизвестные сожгли Московский печатный двор.

Место для памятника выбрали историческое - недалеко от , где располагался Государев печатный двор. Но в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе монумент передвинули.

Что есть что в церкви

А в 1990-х при строительстве торгового комплекса «Наутилус» памятник первопечатнику перенесли ближе к гостинице . В итоге сейчас Иван Федоров стоит фактически на месте церкви Троицы в Полях. Она получила название по специальным полям, где проходили судебные поединки. Когда следственные органы не справлялись, спорщикам предлагали выйти в поле и решить вопрос кулаками. Тогда считали, что победит правый. Наверное, в половине случаев так и было.

В 1934 году храм снесли, а на его месте устроили сквер. Памятник Ивану Федорову встал на место трапезной. А в начале 2000-х при строительстве торговых помещений и подземной автостоянки археологи раскрыли фундамент церкви Троицы в Полях. Теперь его может увидеть любой желающий.

Родилась в 1870 году. Инициатива исходила от Московского археологического общества. В этом же году была объявлена всероссийская подписка, средства от которой предполагалось направить на разработку и установку памятника. Через 39 лет, в 1909 году, состоялось торжественное открытие монумента.

Исторические сведения

Первое печатное издание, появившееся на Руси, датировано 1 марта 1564 года, но началась эта работа задолго до выхода книги - 19 апреля 1563 года. Имя человека, посвятившего печатному делу многие годы своей жизни, - Московитин Иван Федорович. Потомкам он известен как первопечатник Иван Федоров.

Биография Федорова изучена не полностью. В частности, нет достоверных сведений о его внешности, подробностях частной жизни. Однако известно, что к тому времени, когда Иван Федоров занялся книгопечатанием, он имел духовный чин - служил дьяконом в одной из церквей Московского Кремля и был среди приближенных лиц митрополита Макария.

До этих событий он закончил Краковский университет и был удостоен звания бакалавра. По тем временам такое образование считалось очень престижным. Предполагают, что именно в студенческие годы Иван Федоров познакомился с технологией книгопечатания, которая была изобретена

Описание скульптуры

Памятник Ивану Федорову установлен на невысоком постаменте, где указана дата выхода первой печатной книги. Здесь же изображен знак "И. Ф.". Именно так мастер отмечал все свои работы. На обратной стороне пьедестала содержится надпись, взятая из послесловия к первой книге, напечатанной на станке.


Скульптура изображает фигуру человека в одежде мастера. Учитывая факт отсутствия сведений о внешности Ивана Федорова, можно предположить, что создатели памятника представили в своей работе обобщенный образ русского человека.

В правой руке мастер держит лист с отпечатанным оттиском. Левой рукой он придерживает доску - элемент печатного станка.

Авторы скульптурной композиции

История, повествующая о том, как появился памятник Ивану Федорову в Москве, разными искусствоведами трактуется неодинаково. Одни из них утверждают, что в 1901 году был объявлен конкурс на создание скульптурной композиции, в результате которого победителями стали архитектор Волнухин и скульптор Машков. Их замысел так понравился членам жюри, что шансов на победу у других соискателей не осталось.
По свидетельству современников, художников, желающих участвовать в конкурсе, где нужно было создать памятник Ивану Федорову, было очень много. Свои проекты комиссии представили не только соотечественники великого просветителя, но и талантливые художники из многих стран Европы.

Выбор места для установки памятника в Москве

Место, где стоит памятник Ивану Федорову, не является историческим. Изначально он находился недалеко от Никольской улицы. Именно там располагался первый Печатный двор. Типографию Печатного двора возглавлял Иван Федоров.


Именно здесь был издан первый экземпляр "Апостола". Это событие относится к 1563-1564 годам. Исторически сложилось так, что именно на улице Никольской всегда находилось много книжных магазинов и букинистических лавок. Часто улицу так и называли - "книжной".

В XX столетии памятник Ивану Федорову в Москве перемещался с места на место несколько раз. Такие решения принимались правительством в связи с политическими переменами в жизни страны или были связаны с развернувшимся строительством в этой части города.

Общественность столицы выступает с предложениями, в которых говорится о том, что памятник Ивану Федорову должен занять достойное место, связанное с на Руси. Это же предложение поддерживают историки, священнослужители и все те, кому дорога история России.

Рассказ о памятнике Ивану Федорову и его сподвижниках во времена проживания их в Москве можно услышать от любого гида, проводящего экскурсии по этим памятным местам.

Книгопечатание на Украине и в Литве

События же тех далеких лет, когда жил Иван Федоров, разворачивались так, что он со своим ближайшим помощником вынужден был покинуть Москву. Этому предшествовал поджог типографии, которая была уничтожена огнем, и яростные гонения на мастеров печатного дела со стороны переписчиков.

Сначала Иван Федоров направился в Литву, где тоже занялся делом своей жизни. Книги, которые были напечатаны здесь, имели не только религиозную направленность, но и просветительскую. Одна из таких книг являлась пособием для обучения грамоте.
Позднее Иван Федоров перебрался в украинские земли. Здесь открыл собственную типографию и положил на Украине. Именно в этой типографии было выпущено второе издание "Апостола".

5 декабря 1583 года Иван Федоров скончался и был похоронен во Львове в знаменитом Свято-Онуфриевском монастыре.

В судьбе этого прославленного человека были не только слава и почести. Ему пришлось испытать гонения, ненависть людей, нищету, предательство. Но все испытания были преодолены благодаря твердой уверенности в правоте своего дела.

Наследие Ивана Федорова

В настоящее время известно двенадцать изданий, напечатанных непосредственно Иваном Федоровым. Все они являются ценнейшими памятниками печатного искусства и являются собственностью тех государств, на территории которых хранятся.
Посетители музеев могут увидеть шрифты, отлитые мастерами первых типографий. Они четко читаются и сейчас. Заглавные буквицы, заставки, концовки страниц книг отличаются тонкостью работы и необыкновенным изяществом рисунка.


Главная отличительная черта всех книг, напечатанных Иваном Федоровым, - это наличие в них предисловия и послесловия издателя. Язык этих обращений прост и понятен каждому человеку. Это говорит лишь о том, что Иван Федоров предвидел - за печатной книгой будущее человечества. Он ни разу не усомнился в том, что его послания будут прочитаны новыми поколениями.

Память потомков

Памятник первопечатнику Ивану Федорову есть не только в столице России. Этого человека помнят и в других странах мира. Его заслуги перед человечеством огромны, и люди чтут память о нем. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове. Кроме того, здесь действует музей искусства старинной украинской книги. Это культурное заведение носит имя Ивана Федорова.


В 1983 году по решению международной организации ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 400-летие со дня смерти этого выдающегося человека. Ежегодно в Москве проходят книжные ярмарки. В рамках этого события всегда планируются мероприятия, где вспоминают о заслугах Ивана Федорова и его сподвижников.

«... не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни,
потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела,
а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной
и всем по чину раздавать духовную эту пищу...»


12 октября 1909 года в Москве был открыт бронзовый памятник первопечатнику Ивану Федорову (1510-1583).
Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина - художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов, победил проект Волнухина.
Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

фото - С.М.Волнухин работает над скульптурой
starosti.ru



Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государева печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу "Деяния и послания святых Апостолов"("Апостол").

Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, надпись: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров, под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563г. (книга увидела свет 1 марта 1564г. — официальный день начала книгопечатания на Руси) и на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф»; между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы.

Исследователи расшифровывают эти стилизованные изображения как изгиб реки (в соответствии с древним изречением «книги — суть реки, наполняющие вселенную») и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Однако Иван Фёдоров такой знак стал использовать для обозначения своих изданий позже, уже обосновавшись во Львове; после того, как был сожжён московский печатный двор в 1565 году Иван Фёдоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы.
фото - И. Гайдель. 2004 г.

На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: "Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих".

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин, а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова.
Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Памятник хотели установить на Театральной площади, в чем городские власти отказали, под предлогом, что "не представляется возможным загромождать площадь сооружениями". В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда, на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор , рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе "книжной".

Москва, сквер у Театрального проезда. На переднем плане слева памятник первопечатнику И. Федорову,
за стеной Китай-города видна церковь Троицы Живоначальной, что в Полях,
1929 .
Открытки и старые фотографии из коллекции Сергеева Дениса

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

На следующий день после воздвижения у памятника появился венок с надписью "Первому мученику русской печати".

Место установки памятника первопечатнику неоднократно менялось.

Первый раз его передвинули вглубь улицы в 1934 году, при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены.