Байк, байк, байк! Конечно же, именно его мы берем в аренду сразу, как только прилетаем на остров и обустраиваемся в отеле. Арендовать байк на Ко Чанге очень просто и в этой статье вы найдете всю информацию, которую вам необходимо знать для того, чтобы арендовать байк на Ко Чанге. Но сначала посмотрите видео.

Способы передвижения по Ко Чангу

По Ко Чангу вы не сможете пройтись на дальние расстояния пешочком, уж слишком много холмов и крутых подъёмов. Особенности местного рельефа таковы, что дороги могут преподносить различные сюрпризы из-за горной и холмистой местности и слишком необычного климата.

Зоны пляжного отдыха находятся друг от друга на приличном расстоянии, их разделяют возвышенности и холмы. И поэтому вам придется забыть о пешей прогулке и воспользоваться услугами такси. Но поймать его во время низкого сезона бывает весьма затруднительно. А если вам повезёт и вы всё-таки поймаете такси, то вам, скорее всего, придётся прилично за него заплатить.

Конечно, если вы приехали на остров ненадолго, то вам не надо долго думать, каким транспортом пользоваться для передвижения. Проще всего пользоваться услугами тук-туков или «сонгтео» . Это пикапы (чем-то напоминающие наши маршрутки). Они компактные, вместимостью до 10 человек. Курсируют от паромной станции и между всеми пляжами от рассвета до заката. Тук-туки доставят вас на любой пляж, даже самый дальний.

Стоимость передвижения между двумя соседними пляжами, расположенными неподалеку друг от друга, обычно составляет 50 бат (50 рублей). С одного конца острова на другой придется добираться «с пересадками» на разных машинах — поэтому стоимость может увеличиться до 100 и даже 200 бат (100 и 200 рублей соответственно). И такое путешествие по острову затруднительно из-за извилистых и узких дорог. К тому же такси едет крайне медленно, из-за этого вы потратите очень много времени.

Туристам, которые хотят посвятить отдыху на Ко Чанге длительное время, а таких большинство, лучше всего арендовать мотобайк и получить истинное наслаждение от нахождения на этом острове. Вы сможете самостоятельно исследовать остров, облазить всё вдоль и поперек, любоваться этими восхитительными пейзажами практически с любого места. Незабываемые впечатления для тех, кто хочет самостоятельно побывать в каждом уголочке этого острова и при этом не терять ни минуты даром. Но не забывайте про непредсказуемый рельеф с холмами и впадинами, первое время советуем воздерживаться от желания прокатиться с ветерком.

Арендовать мотобайк можно фактически на каждом пляже Ко Чанга.

Мотобайки – не единственный вид транспорта, который можно взять в аренду на этом острове. Если вы отдыхаете большой компанией или семьёй, то вам лучше арендовать машину .

Если вы физически очень крепкий, то можно арендовать и велосипед . Но придётся немало попотеть, чтобы путешествовать между пляжами и ездить вверх-вниз по холмам и крутым подъемам. Хотя велосипед предполагает безопасный и интересный способ передвижения, покататься на нем потребует немало усилий.

Пункты проката мотобайков на Ко Чанге

Вы без труда найдёте точки, где сможете арендовать байк. Их очень легко заметить по надписям «motobike for rent» . Там вас основательно проинструктируют, если вы чего-то о байках не знаете. Это может быть, как частное лицо, так и контора. Мы снимали в разных местах, принципиального отличия нет, но к конторе больше доверия, чем к совершенно незнакомому человеку.

Выбор модели мотобайка на Ко Чанге

У вас будет выбор между двумя типами моделей. 100-150 куб.см — такой объём двигателей подходит для обычных туристов, которые без риска смогут передвигаться на таком мотобайке. А для более уверенных байкеров, для любителей быстрой езды – есть байки с более мощными двигателями.

У мотобайков есть одно несомненное достоинство – это автоматическая коробка передач. В непростых условиях горного Ко Чанга это как нельзя кстати. Обычно в аренду сдают модели Yamaha и Honda с объёмом двигателей 125 и 150 куб.см. Если вы путешествуете один, то неважно, с каким объемом двигателя байк вы возьмете. Если же вы путешествуете вдвоем, то лучше взять помощнее — 150 куб. см.

Отдайте предпочтение мотобайку с автоматической коробкой передач, особенно если вы неопытный байкер. Даже новичкам управление байком с коробкой–автоматом не принесёт затруднений, очень легко научиться. Ручная коробка труднее в управлении, хотя и даст какую-то долю экономии бензина. Надёжнее и легче в управлении мотобайк с коробкой-автомат, так что выбираем его.

Рекомендуем следующие модели на автомате: Yamaha Mio, Honda Click, Honda Scoopy, Yamaha Nouva, Honda Airblade. Среди этих моделей Yamaha Nouva и Honda Airblade до недавнего времени считались самыми мощными (110 куб.см), но появилась модель Click (125 куб.см) – крутой аппарат, мотор — зверь. Обновились в лучшую сторону и модели Yamaha Mio и Yamaha Nouva, а вот модель Honda Airblade считается уже устаревшей. Для опытных ездоков есть более крутая модель (новичкам не советуем) Honda PCX, за которую придётся выложить денег в 1,5-2 раза больше, но и агрегат стоит того.

Сколько стоит арендовать мотобайк на Ко Чанге?

Расценки на аренду мотобайков меняются в зависимости от сроков, места, а также популярности той или иной модели. Чем новее и мощнее байк, тем дороже вы за него заплатите.

Стоимость 1 дня аренды байка составляет около 300 бат (около 300 рублей) в высокий сезон и 100-200 бат (100-200 рублей) в низкий сезон. На юге дороже – сюда съезжается больше туристов, а на севере соответственно дешевле. Если брать байк на длительный срок, например, на месяц и более, то можно сторговаться и на 100 бат в день. Стандартная цена около 3000-3500 бат (примерно 3000-3500 рублей) в месяц.

Помните, что чем ближе к White Sand Beach, тем дороже. Если на главном туристическом пляже вам называют цены в 250-350 бат (250-350 рублей) в день, то на Lonely Beach, к примеру, цена сразу падает бат на 50. Есть также зависимость от дороговизны близлежащих гостиниц. Даже если место малонаселенное, но рядом пятизвездочные отели, сэкономить вам вряд ли удастся.

Так же, как и везде, действует правило «чем дольше срок аренды, тем дешевле сама аренда». Часто существует скидка, если снимать на срок от 3х дней. Если берете на неделю, то вполне реально сбить 20-30% стоимости, а то и больше.

Мы смогли договориться на 130 бат (около 130 бат) в сутки при условии оплаты за месяц. Вопреки мнению большинства, что в отеле снимать байк дороже, чем в конторках на улице, мы сняли байк прямо в отеле Sofia Garden Resort, где жили первые три дня. Помните, всегда можно сторговаться. Начальная цена была 300 бат (300 рублей) в сутки.

Цена байка — 300 бат /сутки (300 руб./сутки). При условии длительной аренды — от 130 бат/сутки (130 руб./сутки).

Плюсы: Если вы являетесь постояльцем этого отеля, то достаточно будет внести залог за байк 1000 бат (около 1000 рублей). Если же вы живете в другом месте, то придется оставить паспорт. НО! В этом отеле ваш паспорт кладут в сейф, а ключ от него есть только у хозяина, так что вероятность потери паспорта сводится к нулю.

Совет: Когда вы приезжаете на остров, лучшим выбором будет снять байк на 1 день в первом попавшемся месте за более-менее приемлемую цену. Затем можно поездить по острову и поспрашивать цены в более отдаленных местах.

Водительские права

Для вождения байка в Таиланде нужны международные права категории (А). Но зачастую туристы не имеют прав и платят совсем небольшие штрафы (300-500 рублей). Проверки на дорогах нечастые, можете не беспокоиться, но не забывайте про ответственность, которую в любом случае несёт водитель, находясь за рулём.

На случай, если у вас нет международной категории, можно сдать на права прямо в Таиланде (в Бангкоке, на Самуи, на Пхукете). В любом случае, после 3 месяцев проживания в Таиланде вы обязаны получить местные права. Через год их можно обменять на международные в Таиланде или в России.

Для аренды байка на Ко Чанге никакие права не нужны. Их даже не спрашивают.

В зависимости от прокатной конторы в залог на Ко Чанге просят:

  • паспорт
  • ксерокопию паспорта
  • ксерокопию паспорта и банковской карты
  • депозит

Мы бы не рекомендовали оставлять паспорт, хотя мы это делали и не раз. Обычно, пунктов проката много, поищите, где не нужен будет паспорт. Нам не удалось найти контору, где не надо оставлять паспорт, поэтому мы распрощались с одним из них на целый месяц. Иногда прокатывает подсунуть старый недействующий паспорт. Так что имейте все документы с собой и их ксерокопии.

У наших друзей в одном месте попросили ксерокопию паспорта и банковской карты. Они побоялись отдать карту, так как скан делают с двух сторон. Что означает, что ей можно воспользоваться на некоторых сайтах в Интернете. Поэтому если у вас есть нерабочая банковская карта, то она может пригодиться. Другой вариант с банковской картой - дать сделать ее ксерокопию, но на ксерокопии замазать ее CVС код на обратной стороне.

Также можно попробовать договориться на депозит, обычно это несколько тысяч бат, на Ко Чанге — от 1000 до 3000 бат (от 1000 до 3000 рублей).

Договор аренды

Когда вы берете байк в аренду, то вам должны выдать договор или хоть какую-нибудь бумажку, в которой указано, до какого числа и сколько вы заплатили за байк. Обязательно храните ее на протяжении всего срока аренды. Обычно договор аренды выглядит, как лист А4, но могут встречаться и другие варианты, вплоть до маленькой бумажки.

На что обратить внимание при аренде байка на Ко Чанге?


Обратить внимание на общую степень потрепанности агрегата, а также на пробег (хотя его могли и скрутить). Брать с пробегом больше 20-30 тыс. мы бы не советовали. Мы почти всегда ездили на новых 4-5 тыс. пробега. Разница между старым и новым очень заметна.
Отметить все имеющиеся на нем повреждения (царапины, сколы и т.д.) и указать на них владельцу. Даже самые маленькие и даже если хозяин махает рукой и говорит, что, типа, ничего страшного. Лучше сфотографировать все – это позволит вам избежать возможных проблем при возврате.
Проверить все кнопки на работоспособность: зажигание, ТОРМОЗА (!), поворотники, габаритки и т.д. Желательно прокатиться 1 минуту, чтобы понять, всё ли работает, как надо — не глохнет ли байк и прочее. При любых неисправностях, меняйте мотобайк.
Проверить документы на байк (это должна быть небольшая карточка — там указано, на кого зарегистрирован байк и еще какие-то важные сведения для полиции). Ее следует всегда возить с собой в багажнике.
Лучше брать байк с большим багажником (новые модели Honda Click), так как всегда будет место положить шлема, фрукты с рынка, воду и другие предметы. Также туда без труда убираются шлема и дождевики.
Посмотреть, есть ли дополнительный крючок у ног для сумки — это также отличная вещь для сумок и пакетов.

Шлема и прочее обмундирование

В дополнение к мотоциклу вам обязательно дадут два шлема. Не рекомендуем отказываться от них в условиях непростого горного рельефа Ко Чанга. Местные (как и многие туристы) ездят без них. Поверьте, их стоит надевать даже тем, кто имеет солидный опыт езды на двухколесном транспорте. Дороги везде непредсказуемы, а уж на Ко Чанге – особенно.

За езду без шлема на Ко Чанге штраф 200 бат (около 200 рублей). Полиция регулярно проводит «облавы» по острову.

Если вы планируете объехать вокруг острова, то в дорогу нужно надевать такую одежду, которая по максимуму закрывает все участки тела. Не исключены перчатки и носки! Все местные жители одеваются именно так: куртка, штаны, ботинки, носки, перчатки, — и не потому что им холодно. Во-первых, это защищает от нежелательного загара, во-вторых, от дорожной пыли и выхлопов.

От пыли и выхлопов необходимо предохранить и свои легкие, потому в супермаркете можно купить специальные маски.

Также обязательно надеть очки, дабы назойливые мушки не попадали в глаза, когда вы будете нестись по просторам Тайланда. Или иметь шлем с защитным стеклом. Такие шлема можно купить в одном из магазинчиков на Ко Чанге. Стоят они недорого от 200 бат (около 200 рублей), и это имеет смысл, если кататься будете много.

Бензин или где заправиться на Ко Чанге?

Сколько бы литров бензина не находилось в баке мотоцикла на момент аренды, верните его с тем же количеством. Если выдали с полным баком, то лучше такой и возвращайте, иначе при возврате зарядят совсем неадекватную цену за бензин.

На Ко Чанге несколько вариантов, как можно заправиться:

Первый вариант - это обычные заправки, которые мы знаем. Заправляем обычно 91. Заправщики сами знают, что заливать, да и на бензобаке, как правило, написано, какой бензин вам нужен.

Цена за литр бензина от 39 до 50 бат (от 39 до 50 рублей). То есть полный бак будет стоить до 200 бат (около 200 рублей).

Расход бензина приблизительно 1 литр на 40 км.

Полного бака нам хватает на неделю активной езды.

Заправиться очень просто: подъезжаете, поднимаете сидение, открываете крышку бака, а все остальное за вас делает услужливый таец. Лучше всего сразу заправлять полный бак, если вы взяли скутер на длительный срок. Если вы взяли его на 1-2 дня, то 1-2 литров вполне достаточно, чтобы покататься.

Второй вариант - это вот такие заправки. Впервые мы их встретили именно на Ко Чанге. Бензин здесь уже разлит в специальные сосуды с измерительной шкалой, на которой после заправки сразу видно сколько денег нужно заплатить за бензин.

Третий вариант - у местных жителей на дороге. Выглядит это вот так. Прямо возле проезжей части - лавка, на которой в ряд стоят бутылки с разлитым бензином. Таких лавок вдоль дороги огромное количество. Одна бутылка объемом 0,75 литра стоит 40 бат (около 40 рублей). Эти бутылочки очень выручают, когда бензин на нуле, а вы находитесь очень далеко от цивилизации. Одной бутылки вполне хватит, чтобы доехать до любой точки на острове.

Ремонт и обслуживание байков

На Ко Чанге очень много ремонтных мастерских. Обычно их можно найти вдоль дороги с вывеской «bike point» или поинтересоваться у местных, где ближайший сервис. Оторванное зеркало - 100 бат (примерно 100 рублей). Прокол колеса — 200 бат (200 рублей). Это цена новой камеры и работы. По времени ремонта: 15 минут. Накачка шин — бесплатно, по мелочи прикрутить что-то — бесплатно. Но мы всегда давали чаевые 20-40 бат (около 20-40 рублей), чему тайцы несказанно радуются.

Если произошла (не дай Бог) авария или что-то серьезное случилось с байком, не спешите бежать к хозяину. Заедьте в ближайший сервис и спросите, сколько будет стоить ремонт. Вам могут составить список с описанием и ценами нужных вам деталей. И тут уже два варианта развития событий:

1) Вы берете этот листок и идете к хозяину байка. Платите ту сумму, которая указана в листке за детали. Возмещаете ущерб, так сказать.

2) Вы самостоятельно отдаете байк в ремонт, ждете пока его починят. Минус — ремонт может занять от 1-ой до 2-х недель. Срок увеличивается, если нет в наличии нужных деталей. В этом случае, вы не будете ездить на байке, а за аренду будете платить. Так что использовать первый вариант удобнее. Ремонт байка обойдется от 3 500 бат и до 20 000 бат (от 3 500 до 20 000 рублей) в зависимости от повреждений.

Совет: лучше не чиниться вблизи от места, где брали байк в аренду.

Дорожное движение на Ко Чанге

Движение на Ко Чанге, как и во всем Таиланде, — левостороннее.

Главная магистраль Ко Чанга, которая начинается на юге острова возле курорта Aunchaleena Beachfront Resort (Grand Laguna) и заканчивается в заливе Салак Пхет (Salak Phet), находящемся на восточном побережье Ко Чанга, НЕ опоясывает весь остров. Кольцевая магистраль в районе Klong Kloi Beach обрывается. Выглядит конец дороги примерно вот так:

У властей острова была задумка зачистки 10-ти километрового участка специально для велосипедов и мотоциклов, и даже был внедрён проект для осуществления этого замысла, но не хватило финансов и проект не был осуществлён. Из-за этого, чтобы попасть из Банг Бао в Салак Пхет, вам придётся обогнуть весь остров. На севере и южнее пляжа Кай Бей находятся самые опасные участки дороги, острые ощущения от виражей вам обеспечены и дрожь охватывает от крутых виражей, подъёмов и спусков. Езда на таких дорогах – занятие не для слабонервных. Но есть и более ровные территории, которые не создадут сложностей даже для приезжих водителей.

Дороги на Ко Чанге удивляют крутыми и неожиданными поворотами, подъёмами, от которых захватывает дух. Учитывая непростые рельефные условия местности, для туристов открыли только западную часть острова, где расположены пляжи вдоль береговой линии. Местами здесь хорошо развита инфраструктура, и вполне естественно, что в такие местечки устремляется большее количество туристов. Асфальтовая дорога, ведущая на пляжи, настолько извилистая и крутая, что напоминает винтовую лестницу. Лихачество на этой трассе излишне, хотя опытные местные водители едут с увеличенной скоростью на некоторых участках только потому, что без разгона и не взберёшься на некоторые крутые подъёмы. От одного южного пляжа до другого тянется серпантин. А пляжи разделены взгорьями и холмами. На такой трассе приходиться нешуточно разгоняться, чтобы взобраться на горку с 40 -50 градусами подъёма. И постоянные крутые повороты, которые тоже требуют повышенной бдительности. Всё-таки лучше иметь опыт вождения, и самому не экспериментировать с острыми ощущениями. Но езда по серпантинам может стать для вас любимым развлечением на Ко Чанге.

Дорога классная но не во всех местах идеальная. На машине тут конечно опасно ехать, а вот на байке запросто. На восточной части острова есть такая дорога по которой вообще лучше не ездить, а то можно остаться с проколотым колесом. Но здесь уже навряд ли найдется мастерская по ремонту байков. Будем считать, что нам повезло.



Мы решили проехать вокруг острова и вернуться в свой замечательный отель до того как стемнеет. Заезжали во многие интересные места, знакомились с пляжами и, казалось бы, осталось около 10 минут до финиша, но тут остров над нами подшутил! Ахе хей… Дороги то больше нет, закончилась. Мы не знали, что дороги нет. У нас была карта с воображаемой дорогой. Ох уж эти навигаторы. Что ж, пришлось нам обратно ехать с нашей веселой компанией. Зато еще раз прокатились вокруг острова и увидели его с ночной стороны.

Меры безопасности и скорость

Если вы будете следовать следующим рекомендациям, то обезопасите полностью своё пребывание на Ко Чанге и получите истинное наслаждение от езды на мотобайке:
— не превышайте скорость выше 60 км/ч;
— не забывайте об извилистых дорогах, которые полны неожиданных и крутых поворотов;
— в договор аренды не входит ваша страховка от несчастных случаев, и все затраты в случае чего ложатся на вас вместе с ответственностью за свою и чужую жизнь, если вы за рулём; все материальные убытки оплачиваете тоже вы (перед поездкой в Таиланд желательно приобрести в вашей стране медицинскую страховку от несчастного случая).;
— учитывая особенности горного и холмистого рельефа, аварии случаются часто, ездоки не могут рассчитать своих сил, если превышают скорость во время езды на мотобайках;
— дороги Ко Чанга не рассчитаны на высокую скорость, серпантины и зигзаги, крутые подъёмы и виражи не позволяют этого сделать;
— держитесь левой стороны и желательно обочины, езжайте медленно и у вас не будет никаких проблем. Не забывайте битую поговорку «Тише едешь – дальше будешь!»;
— не рискуйте выезжать на дороги в тёмное время суток – перевалы и подъёмы почти не освещены;
— всегда надейвайте шлем, не превышайте допустимую скорость и помните о безопасности на неровных дорогах ко Чанга;
— на дорогах Ко Чанга довольно часто можно встретить всякую домашнюю живность (спящие на дороге собаки, цыплята и т.д.). Будьте бдительны, чтобы не совершить на них наезд, потому что придётся платить хозяину штраф;
— нельзя садиться за руль мотобайка после принятия даже малой дозы алкоголя. 10 000 бат (около 10 000 рублей) штрафа, тюремное заключение (до 10 дней) и куча других непредсказуемых неприятностей. Не омрачайте свой отдых подобными необдуманными действиями;
— будьте весьма осторожны во время дождя. Что делать, если вы за рулем, и неожиданно начинается дождь? Лучше остановиться и переждать его.

Перевозка грузов на мотобайке

Вы сможете во время путешествия на мотоцикле захватить с собой необходимые вещи и продукты. Обычно все скутеры имеют пространство между сидением и рулем, куда можно повесить пакеты. Дополнительно под сиденьем находится довольно-таки вместительный багажник.

Усталость в конце пути

Езда на мотобайке на Ко Чанге – довольно-таки нелёгкое занятие, требующее физического напряжения. Пока вы наслаждаетесь ездой, любуясь великолепным пейзажем, окружающим вас, вы этого не чувствуете. Но после остановки вы почувствуете тяжесть в теле и усталость от долгого сидения (особенно устает пятая точка). Достаточно сделать несколько физических упражнений для снятия напряжённости и усталости. Буквально 1 минуту и дальше в путь.

После тяжелого дня лучше всего сходить в хороший массажный салон, где можно отлично расслабиться и подготовиться к новому путешествию.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, оставьте комментарий внизу. Нажмите на кнопку от vkontakte, facebook, twitter, google+ и др. (находятся ниже) и поделитесь с друзьями – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны!

Национальный Морской Парк Ангтхонг Аренда автомобиля и аренда байка в Камбодже

Не труднее, чем в других частях Таиланда. Но есть и свои особенности, как с самой арендой, так и с правилами поведения на дороге.

Стоимость . Чем дальше от White Sand beach , тем дешевле. Если на главном туристическом пляже вам называют цены в 180-250 бат (180-250 рублей) в день, то на Lonely beach , к примеру, цена сразу падает бат на 50. Есть также зависимость от дороговизны близлежащих гостиниц. Даже если место малонаселенное, но рядом пятизвездочные отели, сэкономить вам вряд ли удастся.

Так же как и везде действует правило «чем дольше срок аренды, тем дешевле сама аренда». Если берете на неделю, то вполне реально сбить 20 процентов стоимости, а то и больше.

Мотопарк . Подавляющее большинство байков - с автоматической коробкой передач. Причем они в массе мощнее, чем на материке. Передвигаясь по горным серпантинам Ко Чанга вы не раз оцените это преимущество. Обычно в аренду сдают Yamaha и Honda с двигателем 125 либо 150 куб.см. Если вы берете один мотоцикл на двоих, то берите 150 - лучше переплатить и не мучаться на каждом подъеме.

Документы . К сожалению, нам не удалось найти прокатную контору, где согласились бы сдать байк без оставления в залог оригинала документов. Паспорт мы так и не оставили. По совету бывалых подсунули что-нибудь малозначащее. В нашем случае это был пропуск жены в поликлинику. Поскольку он был с фотографией и заламинирован, то вполне сошел за российские права. Все довольны

Красавец, да?

Только размерчиком не вышел Почему-то тайцы любят такие маленькие мотоциклы.

Шлемы . В дополнение к мотоциклу вам обязательно дадут дешевые пластиковые каски. Для каждого «ездока». Ездить с ними или нет - решать вам. Местные (как и многие туристы) ездят без них. Хотя все пугают штрафами. Мы всегда надевали. Все же какая-никакая, а защита.

Бензин . Можно заправляться на заправках. Либо 92, либо 95. Первый дешевле, со вторым мотоцикл работает ровнее. Но станций мало, и закрываются рано. Поэтому, в основном, заправка производится методом заливания соляры неизвестного качества из бутылки Jack Deniels или аналогичной. Найти можно везде, вдоль дорог обычно стоят ряды бутылок и надпись - «Бензин 40 бат». На дальних пляжах дешевле - 30 бат.

Ремонт . Прокол шины обошелся в 50 бат. Это цена новой камеры и работы. Оторванное зеркало - 100 бат. Больше ничего не ломали, но как видно из цен - недорого. Кроме того ремонтных мастерских много. Единственное, могу посоветовать, что лучше не чиниться вблизи от места, где брали байк в аренду. Мало ли - могут и настучать.

Дорожное движение . Дороги хорошие, поэтому многие ездят быстро. Лучше, конечно, стараться не лихачить. Но в половине случаев без скорости просто не обойтись. Южные пляжи находятся между серпантинами, а чтобы заехать на какую-нибудь горочку градусов под 40, приходится как следует разгоняться. Иначе создаешь пробку, пока будешь забираться на нее со скоростью 5 км. в час. Проблема в этом только одна – когда с разгону заезжаешь на горку, наверху часто крутой поворот, а что за ним не видно… Так что лучше все же иметь опыт вождения. Но езда по серпантинам может стать для вас любимым .

Все байки принудительно ездят с включенным светом. Выключить его нельзя.

P.S. Рядом с замком зажигания находится рычажок. Повернув его, вы закрываете прорезь для ключа. Это скорее от попадания воды туда, чем от воров. Чтобы открыть обратно, нужно повернуть в обратную сторону задней частью ключа. Там есть специальная выемка. Не всегда только получается сразу
А ещё байк - отличный способ сэкономить и найти дешевые .

Остров Ко Чанг связан с материком паромным сообщением. Весь водный транспорт с «большой земли» отправляется из населённого пункта Лаем Нгоп, в 20 км от города Трат. На материке расположены два пирса, с которых можно : Ao Thammachat и Centre Point.

В первом случае вы прибудете на Ко Чанг на пирс Ao Sapparot Pier (иногда его называют Ferry Pier), а во-втором – на Centre Point (Dan Kao Cabana). Лучше всего отправляться в путь с Ao Thammachat, поскольку время в пути составляет всего 20 минут. Обычно именно на него приезжают автобусы из аэропорта Суварнабхуми , Бангкока, Паттайи и других курортов. А вот из Трата транспорт прибывает на Centre Point, с которого плыть целых 50 минут. Паромное сообщение осуществляется с 6:30 до 19 ч. Водный транспорт ходит каждый час (с октября по апрель – каждые полчаса с Ao Thammachat).

Хотите максимум комфорта - закажите .

Итак, вы прибыли на один из пирсов на Ко Чанге. Они расположены на севере острова, в нескольких километрах друг от друга. Здесь вас будут ждать тук-туки, развозящие туристов на . Цены фиксированные. Ниже написана стоимость проезда и время в пути до разных населённых пунктов на острове:

Пляж Вайт Сенд - 50 бат (10-15 минут);

Чай Чет - 60 бат (20-25 мин);

Клонг Прао и Каи Беи - 80 бат (25 мин);

Пляж Лонли - 100 бат (30 мин);

Банг Бао - 120 бат (35 мин).

Если вы , то в его стоимость входит трансфер из аэропорта. Вас доставит к отелю кондиционированный микроавтобус.

Тук-туки также могут довезти до гостиницы. За это не надо доплачивать, поскольку все отели расположены в непосредственной близости от Главной дороги и машине не придётся делать дополнительный крюк.

Транспорт между пляжами

Если вы хотите доехать на Ко Чанге от одного пляжа до другого, то придётся поторговаться, поскольку фиксированных тарифов на такси в этом случае не существует. Цена начинается от 20 бат, даже если надо проехать всего 500 метров. Между соседними населёнными пунктами можно сторговаться за 40 бат, а вот если хотите доехать от Вайт Сенд до Банг Бао, то придётся выложить не менее сотни.

Чтобы сэкономить на такси, путешествуйте большими компаниями. В этом случае за 300 бат вполне реально нанять тук-тук и проехать из одного конца острова в другой (цена за всю машину, а не с каждого пассажира). Стоянки тук-туков имеются на всех пляжах. Они ничем не отличаются от машин, развозящих туристов от пирса (такие же пикапы с двумя скамьями, как и в Паттайе, которые, впрочем, называются сонгтео).

Мототакси на Ко Чанге нет. Возможно это связано с тем, что остров очень гористый, много крутых склонов и поворотов на Главной дороге, а это небезопасно для путешествия двух человек на мотоцикле.

Аренда мотобайков

Прокаты мотобайков имеются повсюду. Цены начинаются от 150 бат в сутки, но в среднем – 200 бат. Всегда используйте шлем, это необходимо для вашей безопасности (причина названа выше). Полиция пару раз в неделю устраивает облаву и штрафует всех, кто без шлема.

Арендовать мотобайк очень выгодно. Судите сами. За 200 бат в сутки (плюс – 100 бат на бензин) вы можете путешествовать весь день от пляжа к пляжу, а также посетить те уголки острова, куда не ходят тук-туки или водители просят непомерно высокую цену за свои услуги (например, для поездок на восточное побережье или к водопадам). Представляете, сколько интересных мест можно увидеть и сколько интересных фотографий сделать, если иметь свободу передвижения, то есть свой транспорт. Одним словом, если вы не планируете проводить все дни на побережье, а хотите осмотреть весь остров и все его достопримечательности, то мотобайк необходим как воздух. Конечно, это относится только к опытным мотобайкерам, поскольку Ко Чанг не лучшее место для освоения мопеда.

Иногда в интернете можно встретить рекомендации арендовать велосипед для поездок. Но, во-первых, пунктов проката этих двухколёсников здесь практически нет, а во-вторых - подниматься в гору по жаре здоровья не хватит. Более менее ровная дорога есть только на участке от Вайт Сенда до Кай Беи, а дальше крутые подъёмы и спуски идут один за другим. По тем же причинам добираться от пляжа до пляжа пешком - это своеобразная пытка.

Как мы уже не раз говорили, жизнь пешехода в Юго-Восточной Азии трудна, а жизнь пешехода-туриста еще трудней — чревата значительными расходами на транспорт, экскурсии и даже переплатой за еду. Байк в ЮВА для туриста (конечно, если вы умеете ездить на нем) – это не просто развлечение, а средство в разы улучшить свой отдых, сделать его более насыщенным и интересным, потратив при этом меньше денег. Короче – если вы бюджетный путешественник, аренда байка для вас не роскошь, а насущная необходимость, как средство значительной экономии.

Прокатные конторы и точки

В Таиланде на острове Ко Чанг арендовать байк так же просто, как и на других островах Тая, где развит туризм (к примеру на Пхукете или Ко Ланте). Пунктов проката не много, а очень много, и имеются они на всей протяженности западного берега острова. Есть они и на восточном берегу, но в гораздо меньшем количестве и немного дороже. Если вы планируете взять мототехнику сразу, как только сошли с парома на берег – это тоже не проблема. Прямо на пирсе Centerpointесть две точки проката с нормальными ценами (150 бат/день) и приличным выбором скутеров.

Стоимость аренды

Цена проката мотобайка — стандартная для туристических районов Тайланда, за скутер объемом двигателя 125 кубиков и автоматической коробкой передач:

  • на один день — 150-200 бат в 1 день, т.е. примерно от 4,5$;
  • на 10-20 дней — примерно 130-170 бат/день;
  • на месяц – 3000 бат за весь срок

Самая распространенная цена за один день 150 бат, но есть пункты, в которых просят 200. Как правило – это большие конторы с новой техникой, лично мы стараемся избегать такие не только из-за завышенной стоимости, а еще и из-за непомерных расценок за возможное повреждение их мототехники.

Стоимость аренды мотоцикла примерно вдвое-втрое дороже, тут многое зависит от кубатуры двигателя и его класса. К примеру, за Чопер с объемом в районе 300-400 кубиков в среднем придется раскошелиться на 400-500 бат в день, при аренде на месяц — около 9000 бат. Малокубатурный Эндуро (125-250 см.куб.) чуть дешевле, примерно процентов на 20%. Однако заметим, на Ко Чанге такие мотоциклы ни к чему, разве что для понтов, ездить там на них некуда. Простого байка, как говорится, «за глаза и зауши».

Перечисленные цены не учитывают вашего умения находить более дешевую технику и умения торговаться. Лично нам в этот приезд удалось арендовать байк на 13 дней за 1400 бат, т.е. за 108 бат/сутки.
На Ко Чанге существует и возможность арендовать байк онлайн, через интернет. Стоить это будет дороже, но зато исключена возможность какого либо развода или мошенничества. Если вдруг кому надо, то вот сайт этой компании —

Необходимые документы и действия

  • Залог. Для аренды байка на Ко Чанге или мотоцикла вам потребуется паспорт, который придется оставить в залог. К сожалению, времена, когда для залога достаточно было вашего «честного слова» или символической денежной суммы, стремительно уходят в прошлое. Поведение некоторых туристов (небольшого процента от общего числа) научило и вынуждает тайцев ужесточать правила. Короче, как гласит народная мудрость «из-за одной паршивой…».
  • Права. Водительские права по закону нужны, но по факту нет. Полицейских на Ко Чанге практически нет. Лично мы за время нашего пребывания на острове встретили их на дороге один единственный раз. Они не обратили на нас, впрочем, как и на других участников дорожного движения, совершенно никакого внимания.
  • Документы на технику. Какие документы должны дать вам при аренде? По нашему мнению, если у вас нет соответствующих водительских прав, главный необходимый документ – бумага, где указан номер вашего байка, срок, на который вы его взяли, сумма, которую вы уплатили, контактный телефон и роспись арендодателя, подтверждающая все это.
  • Страховка. А как же страховка и документы на технику, спросите вы? Документы, как и ваши права, на этом острове проверять вряд ли кто станет. Страховка… Какая может быть страховка, если у вас нет главного – водительских прав?
  • Шлем. Нужен или не нужен шлем? Как уже заметили, штрафовать за езду без этого атрибута мотоциклиста не кому. Одевать или нет, решать вам, однако, заметим, что дороги на острове местами не просты, особенно для тех, кто малознаком с двухколесной техникой.
  • Фото. Фотографировать ли технику и как тщательно? Думаем, это не будет лишним, особенно если вы берете скутер в большой конторе, тут и видео может оказаться не лишним. Лично мы всегда пользуемся крохотными лавочками и никогда не берем новую мототехнику (главное чтобы была исправная), соответственно делаем всего 2-3 фото общего плана. Когда возвращаем, хозяева, как правило, даже не смотрят на это свое имущество. Сами мы бережно относимся к чужим вещам и вам советуем так поступать.

Внимание! Уделите особое внимание исправности тормозной системы, на Чанге это как нигде важно, т.к. есть очень крутые горки, но о них чуть ниже.

Стоимость бензина, где и как заправляться

Цена на топливо в Таиланде на заправках порядка 30 бат за литр, Ко Чанг — не исключение. На лотках, имеющихся на каждом шагу — 30-40 бат за бутылку 700 грамм, поэтому, заправляться лучше все же на заправках. Но на Чанге далеко не на всех. Основная масса заправочных станций на острове весьма своеобразна, топливные счетчики у них – это стеклянные колбы с делениями (часто без цифр), без привычки проконтролировать, сколько вам налили в бак не просто, и вас скорее всего обманут.

Во всяком случае, у нас разница на оду и туже сумму на такой заправке и на заправке с нормальными колонками весьма наглядно отражалась на указателе топлива байка и на количестве пройденных километров. В общем, наш совет — если денег у вас не так много и нужно сэкономить – пользуйтесь станциями с современными колонками. Таких, правда, не много, а их расположение можете увидеть на карте в конце статьи.

Знаем, некоторых туристов, впервые решившихся арендовать мотобайк волнует вопрос – как определить колонку, топливо которой подойдет для вашего железного коня и что вообще нужно делать? Поясним, все, что от вас требуется – просто заехать на заправку, далее заправщики все укажут и сделают. Даже если вы в английском не «ноль», а «минус», для того, чтобы объяснить, сколько вам нужно топлива достаточно просто дать сумму, на которую вам нужен бензин. Если требуется «до полного», сделайте следующий жест – проведите рукой над горловиной бензобака, вас поймут.

Дороги на Ко Чанге

Состояние дорог, как и в большинстве туристических районов Тайланда на твердую четверку. Но это вовсе не значит, что на ней вам неожиданно не попадется кочка или ямка, особенно на Чанге, так что будьте внимательны. Главную сложность и потенциальную опасность представляют не изъяны качества дорожного покрытия, а очень крутые подъемы (спуски) и повороты на них (иногда на 180 градусов). В принципе, если у вас есть опыт вождения мотоцикла, ничего экстраординарного, а вот новичкам советуем быть очень аккуратными. Проблемные места находятся на западном побережье, перечислим их в порядке с севера на юг:

  • перед пляжем Клонг Сон (Klong Son Bay)самый простой из этих участков, так сказать на разминку, а сразу за ним весьма «заковыристый»;
  • перед пляжем Вайт Сенд (White Sand Beach);
  • сразу за пляжем Кай Бей (Kai Bae Beach);
  • по обе стороны от района пляжа Лонели (Lonely Beach), особенно с севера;
  • за пляжем Байлан Бей (Bailan Bay Beach).

Участок между пляжами Вайт Сенд и Кай Бей, южное и восточное побережье острова сложностей не представляет.

Где и почем арендовали мопед мы

Поселившись в одном из пяти замечательных домиков геста Sabaidee Resort , нашли то, что нам было нужно, всего в какой-то паре сотен метров от него. Прямо на углу (см. карту), на повороте в сторону другого чудесного отеля Blue Lagoon Resort и весьма роскошного отеля Centara Resort , имеются фруктовые лотки, хозяйка (не говорит по- английски) которых любезно согласилась предоставить нам на прокат Ямаху Miq125 GT сроком на 13 дней и, как уже сказали, обошлось это нам всего лишь 1400 бат (или 108 бат/сутки).

Кстати, расположение нашего домика оказалось настолько удачным, что необходимость в мототехнике возникла у нас далеко не в первый день — легко обходились «своими двоими». Пляж, необходимые продукты, фрукты, общепит – все находилось в пешей доступности. Уже потом, когда потянуло в другие места, взяли байк. Так, что, если вы не умеете водить байк или не можете взять его на прокат по какой-то причине, рекомендуем присмотреться к вышеназванным отелям.

Наша туристическая карта острова Ко Чанг

обновлено: Январь 11, 2018 автором: Sergei

Остров Ко Чанг расположен в Сиамском заливе Таиланда, в провинции Трат, примерно в 315 километрах от Бангкока, недалеко от границы с .

Где-то на острове Ко Чанг

Общая информация об острове Ко Чанг

Ко Чанг третий по величине остров Таиланда после и . Туризм на Ко Чанге начал развиваться относительно недавно, первые туристы – бэкпекеры, стали приплывать на остров на рыбацких лодках с материка в середине 70-х годов. Позже Ко Чанг стал любимым местом отдыха богатых тайцев, которые приезжали сюда на выходные из .

До 2010 года русскоговорящие туристы были редкими гостями острова 🙂 А вот сейчас русская речь слышна на острове по всюду: в отели Ко Чанга продают пакетные туры и наши туроператоры, и местные турфирмы привозят туристов из на несколько дней.


Где-то возле Ко Чанга 🙂

С 1982 года остров Ко Чанг – часть Национального морского заповедника, на острове запрещены водные виды спорта: лыжи, водные мотоциклы и т.д, нет предприятий и производства, большую часть острова занимают горы и нетронутые джунгли. Ко Чанг – экологически чистый курорт.

«Чанг» переводится как «слон», поэтому остров Ко Чанг часто называют «слоновий остров» или «остров слона». По всему острову то тут, то там встречаются фигурки слоников. Живут на острове и настоящие слоны, на которых с удовольствием катают туристов.


Фигуры слоников встречаются по всему острову

Климат

Климат на Ко Чанге тропический. Высокий (сухой) сезон с ноября по май, но в марте и апреле очень жарко. Летом сезон дождей. Но это не значит, что дожди будут идти целый день. В основном дожди идут ночью и не мешают приятному отдыху. Да и последние годы климат меняется. Мы отдыхали на Ко Чанге в сухой сезон, в ноябре – дожди шли каждый вечер 🙂

Как добраться до Ко Чанга

На острове нет аэропорта, добраться на Ко Чанг можно на пароме с материка.


Один из пирсов на Ко Чанге, куда прибывают паромы с материка

Ближайший аэропорт расположен в городе Трат. В него прилетают только внутренние рейсы. Билеты из Бангкока в Трат можно купить .

Если вы хотите попасть на Ко Чанг из России , Украины или других стран, то вам надо лететь в Бангкок, а затем добираться на остров на такси или автобусе и пароме.

Цены на билеты из Москвы (или любого другого города) в Бангкок удобно отслеживать по карте цен. Выберете города вылета и прилета, интересующую вас продолжительность отпуска и кликните по нужному месяцу. Откроется календарь цен. Кликните по цене и попадете на сайт бронирования и покупки авиабилетов.

Подробнее о том как добраться на Ко Чанг в статье:

Транспорт на острове Ко Чанг

Вдоль побережья острова проходит асфальтовая дорога, к сожалению это дорога не окольцовывает остров, а обрывается на юге. Основная туристическая инфраструктура расположена на западе Ко Чанга, движение здесь более плотное, чем на востоке. По западной части острова днем курсирует общественный транспорт – сонгтео (открытые маршрутки), который вечером превращается в такси. Стоимость проезда днем между ближайшими пляжами 50 бат с человека. Такси по счетчику, как в Бангкоке, на Ко Чанге нет. Если увидите такое такси – значит это приезжие, из Бангкока 🙂

Основной транспорт на Ко Чанге это байк, машин совсем мало. Байк можно арендовать от 150 бат в сутки. В залог надо оставить или паспорт или копию паспорт и деньги (обычно 2-3 тыс бат).


Мы арендовали Хонду Клик 125 за 200 бат в сутки. На пляже Вайт Сенд можно найти байки и дешевле

Бензин продается в основном в бутылках – 35-40 бат за бутылку 0,7 литра. Единственная нормальная заправка находится между паромной переправой и пляжем Вайт Сенд бич, но на ней заправлять меньше чем на 100 бат отказываются!


На Ко Чанге бензин покупали в бутылках по 35-40 бат
Заправка между Вайт Сенд бич и паромной переправой с адекватными ценами, но меньше чем на 100 бат заправиться нельзя

Так как Ко Чанг остров гористый и есть несколько опасных участков дороги с крутыми серпантинами, у многих возникает вопрос арендовать байк на Ко Чанге или нет?


Один из опасных участков дороги перед подъездом к пляжу Вайт Санд

Опасных участков дороги в туристических местах два:

  • Если ехать с паромной переправы на запад, то на подъезде к (там еще находится смотровая площадка)
  • Пред пляжем (не доезжая до отеля Siam Beach Resort)

Пустые дороги Ко Чанга
Почти пустые дороги на Ко Чанге

Восточное побережье острова нам показалось идеальным местом для обучения езды на байке: дорога хорошая, гор нет, людей-машин-байков тоже нет! Вот там то и надо тренироваться водить байк!


Идеальная пустая дорога на востоке острова

Отели и дома на длительный срок на Ко Чанге

Жилье и отели на Ко Чанге это или бунгало или невысокие 2-4 этажные здания. К счастью высотки, как в или в , на острове строить запрещено. Все дома должны быть ниже пальм 🙂

Правительство Таиланда пытается сделать из райского тихого острова Ко Чанг топ курорт с дорогими фешенебельными отелями, поэтому любители комфортного отдыха найдут для себе на Ко Чанге большой выбор шикарных отелей.

Экономные путешественники тоже не останутся без крова над головой на Ко Чанге. Бунгало можно найти и за 250 бат в сутки! Много недорого жилья расположено на White Sand Beach на второй лини от моря через дорогу, в сторону джунглей, а так же в так полюбившейся нам деревне Lonely Beach.


На Ко Чанге найдется жилье на любой кошелек

Забронировать отель на Ко Чанге на:

Самые рейтинговые и популярные отели Ко Чанга:

Большинство дешевых гестхаусов не представлены на сайтах бронирования!

Жилье на праздники и выходные бронируйте заранее! Очень много тайцев с материка приезжают отдыхать на Ко Чанг.

С жильем на длительный срок дела обстоят не так хорошо, как на . Во-первых, большая часть земли острова отдана под застройку дорогих отельных комплексов, во-вторых, местные предприниматели все же не хотят, что бы Ко Чанг стал вторым Самуи, где обосновалось много зимовщиков и долгожителей, ведь туристы в отпуске тратят денег куда больше, чем постоянно проживающие фрилансеры, да и торговаться из-за пары долларов они не станут.

Достопримечательности Ко Чанга и чем заняться на острове

На Ко Чанге не так уж много достопримечательностей, в основном на остров приезжают за спокойным пляжным отдыхом. Одной из достопримечательностей острова как раз и являются его пляжи и почти не тронутая природа. Что еще посетить на Ко Чанге:

Водопады

Храмы


На Ко Чанге несколько небольших храмов. Подробно про храмы Ко Чанга я писала .

Смотровые площадки


На острове несколько оборудованных смотровых площадок. Самая официальная из них – на горе возле Кай Бей. Про смотровые площадки Ко Чанга подробно в

Покататься на слонах

Приехать в Таиланд и не покататься на слонах? Это почти про нас 🙂 Мы только один раз катались на слоне в возле . Стоимость катания на слонах на Ко Чанге от 900 бат с человека. Слоновьих ферм на Ко Чанге несколько, одна возле водопада Klong Plu Waterfall и несколько вдоль основной дороги.

Покататься на каяках

На пляже можно арендовать каяк за 100 бат в час и сплавать на соседние островки. Четыре небольших острова находятся напротив южной части пляжа Кай Бей. А еще на каяках можно покататься по мангровым зарослям на востоке острова.


Каяки в аренду на Кай Бей бич — 100 бат в час, 400 бат на пол дня

Посетить рыбацкую деревню

Съездить на экскурсию в Камбоджу

Ко Чанг находится недалеко от границы с Камбоджой, можно съездить на экскурсию в знаменитый . Очень рекомендую!

Ночная жизнь на острове

Ночная жизнь острова сосредоточена в двух местах: на пляже Вайт Сенд и в деревушке Лонли бич. На пляже Вайт Сенд несколько ночных клубов, есть и бары, где можно снять таек, но все, конечно, намного тише и спокойнее, чем в Паттайе или на Пхукете.

На Лонли бич часто проводят вечеринки на пляже, где танцуют до утра. Публика – в основном молодые иностранцы, бэкпекеры, хиппи и т.п. Так же на Лонли Бич куча симпатичных баров, где приятно посидеть, пить коктейли, пообщаться и послушать живую музыку.


Бар Siam Hut — здесь тусят до утра, а каждую пятницу проходит пляжная вечеринка

На пляже Вайт Сенд устраивают файер-шоу. Мы любили смотреть файер щоу на и на , в этот раз на Лонли бич не застали.

Остров Ко Чанг нам очень понравился, он идеально подходит для пляжного отдыха. Не понимаю, почему все зациклились на Самуи? Пляжи на Ко Чанге не хуже, а некоторые даже лучше, чем , пейзажи красивые, джунгли не тронутые, жилье есть на любой вкус и кошелек.

Да, инфраструктура на Ко Чанге, развита не так хорошо, как на Самуи, но может в этом и прелесть острова, может как раз сейчас и стоит поспешить и посетить Ко Чанг, пока он не стал вторым Самуи? Ведь и Самуи в 2005 году я увидела совсем другим, не таким суматошным и русскоговорящим, как сейчас.

Подходит ли Ко Чанг для пляжного отдыха? – однозначно да

Подходит ли Ко Чанг для отдыха с детьми? – да, особенно пляжи Клонг Прао и Чай Чет

Подходит ли К Чанг для зимовки? – да, но если только на срок 1-2 месяца. Мне кажется, что через 2 месяца там станет скучно. Да и с магазинами все не однозначно, надо искать дешевый местный рынок 🙂

Если вы решили ехать самостоятельно, то есть полностью распланировать свой отдых на острове Ко Чанг именно так как вам этого хочется, а не как это делают за вас туроператоры, то вам в любом случае необходимо будет доехать до острова, забронировать проживание в отеле или частном доме и организовать свой досуг. В этих и многих других вопросах вам могут помочь местные русские ребята которые живут и работают на острове с 2010 года Сатанг.ру .

Зачастую билеты на экскурсии и микроавтобусы на Ко Чанге дешевле приобретать уже на месте, не бронируя места заранее, так как в высокий сезон с октября по апрель они проходят ежедневно и свободные места есть всегда. У них цены такие же, как и в других туристических лавках на острове, но при этом вы получаете сервис на русском языке, причем в любое нужное вам время. Если же вам необходимо заранее позаботиться об аренде частного дома или виллы на несколько недель или месяцев, которых нет нигде в Интернете, то они также вам помогут!

Игорь и Екатерина не только ответят на любые ваши вопросы об острове бесплатно, но и дадут советы: где покушать, куда сходить на массаж, как посмотреть остров бюджетно и самостоятельно, ответят на все те мелкие, но важные вопросы, на которые обычно так неохотно отвечают встречающие гиды в отелях, а в случае с Сатанг.ру вам необходимо просто позвонить им по телефону!

Офис Сатанг.ру находится в самом начале пляжа Клонг Прао, у залива Чайчет, напротив отелей Paradise resort, Chaichet resort и Coconut beach resort, поэтому если вы расположились где-то неподалеку — непременно зайдите поздороваться 🙂

Друзья, теперь вы знаете о Ко Чанге почти все. Поделитесь статей в соцсетеях со своими друзьями, может кто-то для себя тоже откроет райский остров Ко Чанг 🙂